urlov


 

Николай Алексеевич ЮРЛОВ — красноярский литератор и публицист, родился в 1954 году в колхозе «Красный Октябрь» Кумёнского района Кировской области. Выпускник факультета журналистики Уральского государственного университета им. А. М. Горького, дипломную работу защитил в области научной популяризации («Журналистский поиск в разработке научной темы»).

Работал в областных и краевых изданиях Самарканда, Томска, Красноярска, а также собственным корреспондентом газеты «Гудок».

Автор многих книг, в том числе «Звёздная миссия в прошлое», «По Сибири с государевой оказией», «Зеркало антиквара». Победитель и лауреат профессиональных конкурсов «Журналистская Россия», «Сибирь — территория надежд», лауреат «Российского писателя» за 2016 год в номинации «критика». Победитель всероссийского литературного конкурса, организованного музеем-заповедником А. С. Пушкина «Михайловское». Научно-популярное издание «110 лет неизвестности» (2018) стало книгой года по версии государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края.

Публикации в «Литературной газете», «Литературной России», литературных журналах «Молодая гвардия», «Мир Севера», «Берега», альманахах «Енисей», «Новый Енисейский литератор» и «Енисейская Сибирь». Представлен на сетевых ресурсах журналов «Великороссъ», «Парус», «Новый российский писатель», а также ряда интернет-порталов.

Как литературный редактор принимает непосредственное участие в реализации различных издательских проектов не только на территории Красноярского края, но также и других регионов страны. Подготовлены книги и фотоальбомы для горнодобывающей компании «Алмазы Анабара» («Камень счастья», «Наша Победа», «Край белой тундры» и другие). Автор и составитель краеведческой книги «Архитектурно-историческое наследие города Минусинска» (2020). Одно из последних изданий — «Ветви одного древа» (2023). Это объёмная сага о четырёх братьях, людях трудной судьбы, каждый из которых известен добрыми делами в Республике Саха (Якутия) и за её пределами.

Работает в разных жанрах прозы и публицистики. Приверженец почвеннического направления в литературе, считает, что писателя в значительной степени делает его язык: непременно сочный и образный. Особое предпочтение отдаёт лирической прозе, так называемому малому жанру — миниатюре, которая наиболее доступна современному читателю. В последнее время обращается к сатире как мощному оружию в борьбе со многими болезнями общества.

Имеет дипломы и почётные грамоты творческих организаций и общественных объединений, благодарность президента ОАО «РЖД» Геннадия Фадеева (2004). Награждён Архиерейской грамотой «В благословение за усердные труды на благо Красноярской епархии во славу Русской православной церкви» (2021).

Член Союза писателей России с октября 2023 года.

Библиография:

«Литературная газета» (Москва):

https://lgz.ru/article/posvyashchyennyy-v-taynu-veka/

https://lgz.ru/article/razyashchiy-posokh-zevsa/?ysclid=lotl157jbf787294645

https://lgz.ru/article/proshchalnaya-pesnya-sverchka/?ysclid=lotl3aexy8884068580

«Литературная Россия» (Москва):

https://litr<span< a=""> style="color: black;">ossia.ru/item/potajonnyj-bunin/</span<>

https://litrossia.ru/item/kogda-udivlyaetsya-nebo/

https://litrossia.ru/item/robinzony-vysshej-shkoly/

Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал «Молодая гвардия» (Москва):

https://hatushin.ru/images/PDF/mg_11-12_2015.pdf

Интернет-портал «Российский писатель» (Москва):

https://rospisatel.ru/jurlov-rasputin.htm

https://www.rospisatel.ru/jurlov-gogol.htm

https://rospisatel.ru/jurlov-zv.htm

Сетевой литературный журнал любителей русской словесности «Парус» (Москва), главы из повести:

http://parus.ruspole.info/node/1754

Электронный литературно-художественный альманах прозы и поэзии «Новый российский писатель» (Москва):

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4//13465/13465236_nrp__5_sentyabr_2023.pdf

Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» (Санкт-Петербург):

https://ruskline.ru/analitika/2023/06/22/dolina_smerti_i_bessmertiya

https://ruskline.ru/analitika/2023/02/01/koleso_kuda_ty_katishsya

https://ruskline.ru/analitika/2015/10/07/maestro_russkih_batarej

Литературно-художественный и общественно-политический журнал Союза писателей России «Берега» (Калининград):

https://dovydenko.ru/images/berega_pdf/Berega_3_55_2023.pdf

Литературно-художественный и краеведческий альманах «Енисей (Красноярск):

http://lit-web.net/nikolaj-yurlov-bitva-zhizni-komandarma-lukina/

https://domiskusstv24.ru/wp-content/uploads/2017/12/Enisej-2020-2-web.pdf

https://domiskusstv24.ru/wp-content/uploads/2022/09/Enisej-2022-1-web.pdf

https://domiskusstv24.ru/wp-content/uploads/2023/10/Enisej-2023-1-web.pdf

Альманах прозы, поэзии и публицистики «Новый Енисейский литератор» (Красноярск)

https://neweniseilit.ru/images/stories/NEL_2_2019.pdf

https://neweniseilit.ru/images/stories/NEL_51.pdf

https://litenis.narod.ru/almanax14/proza/yrlov.html

Единый ресурс литературных журналов и альманахов «Журнальный мир» (Новосибирск):

https://журнальныймир.рф/avtor/yurlov-nikolay

Литературная карта Красноярского края:

https://litkarta.kraslib.ru/index.php?C21COM=S&I21DBN=ATHRA_LITER&P21DBN=ATHRA&S21FMT=ath_liter&S21ALL=%3C.%3EI=ЮрНА-460989%3C.%3E&Z21ID=

                                                             ***

На речке, на речке, на том бережочке…

(Этюд в продолжение «Затесей»)

В маршрутном пазике, ведомом лихим киргизом, которому более бы подошёл реальный степной жеребец, а не железный автохлам, подпрыгивающий на колдобинах, пахнет свежей речной рыбой. И мне хочется оглянуться, чтобы среди немногих пассажиров вычислить того успешного рыбака, кто возвращается к обеду непременно с уловом. Где ловил — это, разумеется, его большой секрет! Но ведь и этот разбитый автобус везёт меня на реку, стало быть, я тоже скоро вживую увижу, как трепыхается на прибрежной гальке побеждённый обитатель иного, подводного мира и обдаёт тебя привнесённым оттуда запахом придонного ила...

Енисей встречает хмуро, неприветливо; с крутого берега, каменно нависшего над глубокой поймой реки, это особенно заметно — угрюмый вид зеркальной глади почти сливается с мрачноватыми обложными тучами. Кажется, они совсем прикрыли собой и полдневный свет, и былую утреннюю лазурь, а в итоге сейчас не видать ни проблеска: хмарь на небе несусветная, а временами даже чуть-чуть пробрызгивает.

И только небольшая моторка, что оставляет после себя блестящий волнорезный клин, да люди в ней в оранжевых жилетах, точно огненные бутоны таёжных жарков, вносят разнообразие в унылую картину. Рыбаки в надувной лодке забрались на самую середину, идут строго по фарватеру, у прибрежных же заводей промышляют те, кому с водным транспортом не особо повезло.

Это сколько же нужно простоять на студёной быстрине, чтобы в один прекрасный момент какой-нибудь оголодавший ленок вдруг соблазнился на приманку и клюнул?! Два одиноких рыбака — как две забитых в воду сваи, с крутизны их и не воспринимаешь как-то иначе, по-другому. Вот бы многим из нас такое упорство в достижении цели, но здесь не столько цель, сколько спортивный интерес и охота, которая, как известно, пуще неволи…

Искал, но нигде не нашёл подтверждения, чтобы сибирский классик, подобно суворовским «чудо-богатырям», спускался вниз той тропой, по которой сейчас осторожно продвигаюсь я. Он только сетовал на то, что была когда-то прибрежная дорога (её проложила братия монастыря), да наводнение на реке, случившееся ещё в начале двадцатого века, слизало всё холодным языком. Суров он, Енисей-батюшка!

Видимо, здесь, глядя вниз с крутизны, нависшей над водой буквально в нескольких шагах от городской квартиры писателя, он однажды философски заметил: «Реки — что человеческие судьбы: у них много поворотов, но нет пути назад».  

Помню, как я откровенно обрадовался, что смогу показать этот кратчайший путь в обитель случайной незнакомке, которая, словно горная козочка, весело прыгала на своих высоких ботинках вплоть до середины маршрута. А потом на неё нашёл страх, она замерла над обрывом, торопливо объясняя, что у неё, оказывается, слабая нога: как назло, подворачивается в самой холке; стало быть, теперь моей спутнице придётся передать пакет, где лежат испечённые накануне куличи, столь дорогие ко Христову дню.

… Я стоял внизу, с грустью смотрел на удаляющуюся фигурку незадачливой прихожанки и думал, что дело, собственно, вовсе не в субтильной женской ножке, а в том лукавом шансе что-то переиграть в самый последний момент, который в качестве свободы выбора всегда имеет каждый из нас. Может быть, и впрямь измельчал современный человек? Он живёт бок о бок с великой природой, но почему-то не берёт пример с могучих рек — уж они-то ни за что не согласятся повернуть назад!

В тот пасхальный день немного взгрустнулось о том, что мне не удалось похристосоваться с хрупкой спутницей, зато я помолился за рабу Божию Татиану, которая умеет печь куличи и однажды всё-таки кратчайшим путём придёт в храм, но это уже будет другая затесь в дань уважения большому мастеру слова.  

 

На качелях с поползушкой

(Осеннее, орнитологическое)

Пора листопада, когда осень славно трудится под Левитана, преображая с каждым днём живописное полотно тайги. И лишь ветер не может смириться с потерей этой драгоценной позолоты, закручивая опавшие листья в вихре прощального танца «бабьего лета», поднимая их вверх, точно пытается вернуть к деревьям, на законное место. Может быть, это и есть те самые «пляски осенние», что когда-то привиделись Поэту?

… Я обедаю на Перевале, в природной столовой на Столбах, и делюсь с поползушкой своей сосиской. Отложил на краешек, пусть остынет. Мясо птичка давно заприметила и теперь только и ждёт, пока за столиком не окажется никого — иначе спуститься с сосны не рискнёт.

Поползень, поползушка — нечто среднее между дятлом и синицей. С лесным «доктором» эту пташку роднит необычайная ловкость, с которой пернатая акробатка перемещается по деревьям, зависая вниз головой и ловко отрабатывая задний ход.

Как дятел, она добывает длинным клювом разную короедную живность и может сосредоточенно долбить больной ствол. Разве что стука на всю округу не услышишь, всё очень камерно и ювелирно у поползушки. Сама потому что кроха.

Наблюдаю за поползушкой и осторожно перемещаюсь в спортгородок, где обычно тренируются альпинисты, а сейчас качается на качелях восторженная девочка. Вверх-вниз подлетает, и сердце с каждым разом у неё замирает — от счастья, я думаю. Золотистые лучи играют в осенней кроне, на блестящих стальных цепях, и качели на Столбах мне кажутся по-настоящему солнечными...

Найдётся ли ещё место на земле, чтобы солнышко так приветливо нас качало и при этом благодарно пела поползушка? «Фью-фью-фью», — звучит её весёлая песня, птичке тоже захотелось на качели к ещё тёплым покамест лучикам!

Комок на асфальте

(Смерть и выводы об этом)

На пешеходной дорожке, почти вплотную примыкавшей к продуктовому киоску, среди старых клёнов, закатанных в асфальт, я чуть не наткнулся вчера на шерстяной комок, у которого отошла, расползлась ниточка. Но это была крыса с длинным хвостом, она замерла без движения, затихла как вкопанная, и первое, что я подумал: смог ли бы с ней справиться мой бобтейл, которому бы наверняка эта схватка далась нелегко, ведь лишился он у меня верхнего, рабочего клыка...

А потом я отогнал эту мысль, потому как увидел, что крыса умирает, и каждое движение даётся ей тяжело; она завалилась даже на бок, подмяв под себя хвост, но была ещё в состоянии вернуться на четыре лапки и глядела на меня осознанным взглядом, точно говорила: «Смотрите, люди, я умираю, и это сделали вы, и только через вас пришла моя смерть…»

Крыса — это символ. С какого такого корабля современности она побежала, и где искать нам этот «Титаник» среди армады плывущих пока ещё судов? Конечно, я с таким выводом никак не согласился и двинулся от умирающего комочка на асфальте дальше, своей дорогой.

Крыса — тварь умная и, живя рядом с человеком, она всё про нас знает, хорошо изучила наши повадки и наверняка осведомлена, что на миру и смерть красна. Остановимся пока на этом…

Видѐние

(Аналогия)

В заснеженном парке, среди деревьев, ещё с ночи преображённых обильным куржаком, я встретил огромного дога, которого хозяйка заботливо укутала в тёплые одежды; издалека, на фоне ослепительной белизны, пёс сильно смахивал на коня, потерявшего своего рыцаря в Ледовом побоище.

Сколько их тогда бродило на поле брани, этих лошадей, укрытых в латы, с белёсыми попонами, с прядающими, настороженными ушами, и, как знать, может быть, именно такими и были последние мазки княжеского триумфа при сдаче уцелевших псов-рыцарей в русский плен?..

Слёзы Луны

(Солидарность с планетой Земля)

В день полного лунного затмения, фаза в фазу, я шёл по скошенному лугу, вкушал запахи разнотравья, слушал рулады потревоженных косовицей кузнечиков и ждал обещанную по такому случаю грозу. Но по-прежнему было ясно, лёгкие облака группировались только на западе — казалось, ничто не предвещало дождя.

Он возник ниоткуда, и сколько бы я ни всматривался, сколько бы ни искал происхождение дождя, ничего на небосклоне не нашёл. Потому-то мне и подумалось, что это был не просто дождь, а прокапали с космической высоты слёзы Луны. Это она в силу естественных обстоятельств вошла в земную тень, и там, в других точках планеты, куда уже нагрянула ночь, просматривается в виде тревожной картины: кроваво-красный диск, больше похожий на воинственный Марс.

Что предвещаешь ты нынче, вечная подружка Земли? Это твои просторы романтики дальних странствий окрестили Морем Изобилия, а сопредельное Море Кризиса придумал, конечно, нехороший человек, чтобы свои нерешённые проблемы вывести как можно дальше, на околоземную орбиту. А может, ты и за спутницу свою решила заступиться и ради космической солидарности вместе с ней всплакнуть? Ей-то с обществом потребления земных благ живётся труднее всего…

Редкие капли дождя, посетившие окрестности губернского города N в день затмения, конечно, не дали мне ответа и не смогли напоить живительной влагой этот уголок земли на великом пространстве Сибири, но пролились они, думаю, не зря. Сочинил же я для чего-то эти «Слёзы Луны»…