« ЗОДЧИЙ С ДУШОЙ ПОЭТА»
Эссе из книги известного композитора Геннадия Новикова «Портреты в доброй тональности». Грешилов Анатолий Васильевич
Он не любит выделяться. В быту предпочитает приглушенные тона, не бравирует своими успехами: «Кому многое дано, тот знает, как много ему не хватает». За полноту своего ремесла надо платить, и он платит сполна, не ведая выходных, не зная, что такое свободное личное время. Он – как истинный крестьянин, к которому каждый год приходит весна! И всякий раз надо пахать и сеять – неотложно, неустанно, постоянно. Без помпы и метания бисера, без суеты, лишней рекламы и спешки. Хвалебные слова всерьёз не воспринимает, несмотря на все свои регалии и звания.
Грешилов Анатолий Васильевич родился 26 августа 1946 года, когда на Земли, как говорит он сам, было всего лишь 2,5 мрд человек. В 1964 году окончил среднюю общеобразовательную политехническую школу с производственным обучением №10 в городе Белгороде. Живёт в г. Железногорске, приехав по личному желанию после окончания архитектурного факультета Харьковского инженерно-строительного института в 1969 году. Работает главным архитектором и начальником архитектурно-строительного отдела гражданского проектирования ОАО «Красноярский проектно-изыскательский институт «ВНИПИЭТ». Заслуженный архитектор Российской Федерации, член Союза архитекторов России. Является автором крупных объектов и комплексов, построенных и строящихся в Красноярске, во многих городах Красноярского края, Сибири, Урала, Украины. Работал по совместительству преподавателем рисунка и проектирования на архитектурном отделении промышленного колледжа.
В детстве был подвержен двум страстям – рисованию и сочинительству, как он это называет, выдумыванию. В тех рисунках славяне в косоворотках подпоясанных кушаками бились на саблях с
татаро-монголами в ярких шароварах и сапогах с загнутыми вверх носками. Воздушные бои, поднимающиеся в атаку матросы, горящие танки, трассы пуль и снарядов. В школе изрисовал внутренние белые стороны твердых переплетов аккуратных учебников одноклассниц. Частенько сиживая под забором на траве в кругу внимавших ему однолеток, якобы пересказывая недавно прочитанные истории о шпионах и благородных пиратах. Взрослых настораживало регулярное скопище уличной мелюзги и они подкрадывались с обратной стороны
забора, чтобы выяснить о чем так увлеченно ораторствует шпингалет из соседнего строящегося дома.
Выросший на сухопутных равнинах Белгородщины, ребенком мечтал связать свою судьбу с морем по примеру родственника Михаила Грешилова, командира подводной лодки, Героя Советского Союза. Позже, учась в одиннадцатом классе, готовился к поступлению в высшее авиационное училище летчиков-истребителей. По направлению военкомата прошел все предварительные необходимые медкомиссии и испытания, и … подал документы на архитектурный факультет. Возможно, причиной тому было то обстоятельство, что семья строила свой дом, как тогда говорили, в частном секторе. Все детство вплоть до окончания школы прошло в условиях стройки. Пробовал себя во всех видах строительных ремесел, включая мучительный способ распиливания вручную пятиметровых бревен по длине на доски с помощью специальных подмостей. Зубья пилы часто отчаянно звякали, натыкаясь на осколки снарядов недавней войны, глубоко засевшие в стволах деревьев. Как-то вечером к старшему брату пришли гости. За разговором попросили показать рисунки. Увидев их, один из знакомых брата сразу порекомендовал поступать на архитектурный.
Приведу его рассказ о том, как сдавал экзамен по рисунку при поступлении в институт. Очередной поток абитуриентов толпился в гулком коридоре. Распахнулась дверь в аудиторию и толпа ринулась внутрь быстро разбирая мольберты и ставя их в конкретных местах тесня и толкая друг дружку. Удивившись суете, последним вошел в кабинет, выбрал место посвободнее напротив модели откуда как ему казалось гипсовая голова выглядит наиболее эффектно и красиво, как рекомендуется для съемки портрета круглолицых (занимался фотографией). Попросил карандаш у соседа. Карандаш был излишне
мягким для передачи фактуры гипса. Об этом узнал позже став студентом и о причине излишнего возбуждения претендентов при рассаживании перед моделью. Многие учились на подготовительных курсах и набили руку с определенного ракурса, как правило, ближе к профилю. Минут через сорок, преподаватель остановился за спиной и произнес, бравируя менторскими интонациями :
Когда портной шьет костюм, он сначала снимает мерки, кроит, примеряет и, лишь затем, пришивает пуговицы. А вот вы, сначала пришили пуговицу и потом от неё начинаете кроить.
Заметив как и без того сутулая спина безмолвно поникла, приободрил, будто спохватившись: Ну, ничего, ничего. Продолжайте. Можно и так, есть и такой метод, правда подвластный только подлинным отдельным мастерам. Рисуйте, рисуйте.
Этот эпизод весьма характерен для него, всегда идущего своей дорогой не ожидая чьей-то помощи, а рассчитывая только на себя. Учась, как он говорит, на «медные деньги», с третьего курса все сессии и курсовые работы по профессии сдавал только на отлично.
Список его работ весьма внушительный по количеству и разнообразию тематики. В числе наиболее значимых авторских проектов: Дворец бракосочетаний, индивидуальные жилые дома различного типа и этажности от коттеджей и блокированных таун – хаусов до высотных монолитных и целой серии многоквартирных секций оригинальной лучевой системы планировки, православный собор Михаила Архангела с Воскресной школой, здание Сибирского регионального центра МЧС, государственная Академия музыки и театра, Храм Воскресения Христова, театры Юного зрителя и кукольный, оранжерейный комплекс Ботанического сада КГУ, краевая физико-математическая школа КГУ с космической специализацией, административные, гостиничные и банковские здания, Дом природы на берегу Днепра, полковая церковь Дмитрия Донского, часовни, культурно – исторический центр на территории мужского монастыря, спортивные объекты Универсиады, поклонный крест на въезде в г. Железногорск. Полный перечень авторских разработок приведен в монографии Анатолия Грешилова «Проекты и постройки».
Многие авторские объекты за высокое качество архитектурно-планировочных решений отмечены Дипломами Госстроя Российской Федерации. Он участник и призёр многих творческих конкурсов и выставок.
Заметным признанным успехам на профессиональной стезе он обязан многим коллегам, но более всего академику Александру Юрьевичу
Лейбфрейду, заслуженному архитектору Алексею Борисовичу Васильеву, заслуженному архитектору и почетному главному архитектору г. Железногорска Леониду Ивановичу Кузнецову.
Анатолий Васильевич преуспел и на литературном поприще. Он автор сборников стихов и прозы, член Союза писателей России. Печатает стихи, рассказы и повести в литературном альманахе Новый Енисейский литератор, в ежегодниках Поэзия на Енисее, в Антологии одного стихотворения «Поэты на берегах Енисея XVIII-XXI вв.», в Антологии короткого рассказа «Писатели на берегах Енисея XIX-XXI вв.», в журнале «Литература Сибири». В альманахе «Гостиный двор» (Оренбург), «Стрежень» (Тольятти), журнале «День и Ночь». На его стихи написаны песни, автор слов гимна города Железногорска.
В этой сфере деятельности он безмерно благодарен мэтрам и подвижникам издательского дела: писателю и главному редактору литературного альманаха «Новый Енисейский литератор» Сергею Николаевичу Кузичкину, писателю и главному редактору издательства «Буква Статейнова» Анатолию Петровичу Статейнову, поэту Михаилу Ивановичу Мельниченко, поощрявших и побуждавших к сочинительскому творчеству. Вдохновляет творческий союз с известным композитором Геннадием Ивановичем Новиковым, обогащающий его поэтическую палитру. Увлечён живописью, графикой, юмористическими рисунками, дружескими шаржами на примечательных людей.
За вклад в проектирование и строительство Собора Михаила Архангела в г. Железногорске, указом Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, награждён орденом св. благоверного князя Даниила Московского. Практическая проектная деятельность архитектора и писателя А. В. Грешилова, отражает творческую индивидуальность и вносит заметный своеобразной вклад в эти области человеческой деятельности.