« ЗОДЧИЙ  С  ДУШОЙ  ПОЭТА»     

 

     Эссе  из  книги   известного  композитора  Геннадия  Новикова  «Портреты  в  доброй  тональности».  Грешилов  Анатолий  Васильевич                                                                   

     Он  не  любит  выделяться.  В  быту  предпочитает  приглушенные  тона,  не  бравирует  своими  успехами:  «Кому  многое  дано,  тот  знает,  как  много  ему  не  хватает».  За  полноту  своего  ремесла  надо  платить,  и  он  платит  сполна,  не  ведая  выходных,  не  зная,  что  такое  свободное  личное  время.  Он – как  истинный  крестьянин,  к  которому  каждый  год  приходит  весна!  И  всякий  раз  надо  пахать  и  сеять – неотложно,  неустанно,  постоянно.  Без  помпы  и  метания  бисера,  без  суеты,  лишней  рекламы  и  спешки.   Хвалебные  слова  всерьёз  не  воспринимает,  несмотря  на  все  свои  регалии  и  звания.   

     Грешилов  Анатолий  Васильевич  родился  26  августа  1946  года,  когда  на  Земли,  как  говорит  он  сам,  было  всего  лишь  2,5  мрд  человек.  В  1964  году  окончил  среднюю  общеобразовательную  политехническую  школу  с  производственным  обучением  №10  в  городе  Белгороде.  Живёт  в  г.  Железногорске,  приехав  по  личному  желанию  после  окончания  архитектурного  факультета  Харьковского  инженерно-строительного  института  в  1969  году.  Работает  главным  архитектором  и  начальником  архитектурно-строительного  отдела  гражданского  проектирования  ОАО  «Красноярский  проектно-изыскательский  институт  «ВНИПИЭТ».  Заслуженный  архитектор  Российской  Федерации,  член  Союза  архитекторов  России.  Является  автором  крупных  объектов  и  комплексов,  построенных  и  строящихся  в  Красноярске,  во  многих  городах  Красноярского  края,  Сибири,  Урала,  Украины.  Работал  по  совместительству  преподавателем  рисунка   и  проектирования  на  архитектурном  отделении  промышленного  колледжа.

     В  детстве  был  подвержен  двум  страстям – рисованию  и  сочинительству,  как  он  это  называет,    выдумыванию.  В  тех  рисунках  славяне  в  косоворотках  подпоясанных  кушаками  бились  на  саблях  с 

татаро-монголами  в  ярких  шароварах  и  сапогах  с  загнутыми  вверх  носками.    Воздушные  бои,  поднимающиеся  в  атаку  матросы,  горящие  танки,  трассы  пуль  и  снарядов.   В  школе  изрисовал  внутренние  белые  стороны  твердых  переплетов  аккуратных  учебников  одноклассниц.  Частенько  сиживая  под  забором  на  траве  в  кругу  внимавших  ему  однолеток,   якобы  пересказывая  недавно  прочитанные  истории  о  шпионах  и  благородных  пиратах.  Взрослых  настораживало  регулярное  скопище  уличной  мелюзги   и  они  подкрадывались  с  обратной  стороны 

забора,  чтобы  выяснить   о  чем  так   увлеченно  ораторствует   шпингалет  из  соседнего  строящегося  дома.            

     Выросший  на  сухопутных  равнинах  Белгородщины,  ребенком  мечтал  связать  свою  судьбу  с  морем  по  примеру  родственника  Михаила  Грешилова,  командира  подводной  лодки,  Героя  Советского  Союза.  Позже,  учась  в  одиннадцатом  классе,  готовился  к  поступлению  в  высшее  авиационное  училище  летчиков-истребителей.  По  направлению  военкомата  прошел  все  предварительные  необходимые  медкомиссии  и  испытания,  и  …  подал  документы  на  архитектурный  факультет.     Возможно,  причиной  тому было  то  обстоятельство,  что  семья  строила  свой  дом,  как  тогда  говорили,  в  частном  секторе.  Все  детство  вплоть  до  окончания  школы  прошло  в  условиях  стройки.  Пробовал  себя  во  всех  видах  строительных  ремесел,  включая  мучительный  способ  распиливания  вручную  пятиметровых  бревен  по  длине  на  доски   с  помощью  специальных  подмостей.  Зубья  пилы  часто  отчаянно  звякали,  натыкаясь  на  осколки снарядов  недавней  войны,  глубоко  засевшие  в  стволах  деревьев.   Как-то  вечером  к  старшему  брату  пришли  гости.  За  разговором  попросили  показать  рисунки. Увидев  их,  один  из  знакомых  брата  сразу  порекомендовал  поступать  на  архитектурный.   

     Приведу  его  рассказ  о  том,  как  сдавал  экзамен  по  рисунку  при  поступлении  в  институт.  Очередной  поток  абитуриентов  толпился  в  гулком  коридоре.  Распахнулась  дверь  в  аудиторию  и  толпа  ринулась  внутрь  быстро  разбирая  мольберты  и  ставя  их в  конкретных  местах   тесня  и  толкая  друг  дружку.  Удивившись  суете,  последним  вошел  в  кабинет,  выбрал  место  посвободнее  напротив  модели  откуда  как  ему  казалось  гипсовая  голова  выглядит  наиболее  эффектно  и  красиво,  как  рекомендуется  для  съемки  портрета  круглолицых  (занимался  фотографией).  Попросил  карандаш  у  соседа.  Карандаш  был  излишне 

мягким  для  передачи  фактуры  гипса.  Об  этом  узнал  позже  став  студентом  и  о причине  излишнего  возбуждения  претендентов  при  рассаживании  перед  моделью.  Многие  учились  на  подготовительных  курсах  и  набили  руку  с  определенного  ракурса,  как  правило,  ближе  к  профилю.  Минут  через  сорок,  преподаватель  остановился  за  спиной  и  произнес,  бравируя  менторскими  интонациями :                                                                 

     Когда  портной  шьет  костюм,  он  сначала  снимает  мерки,  кроит,  примеряет  и,  лишь  затем,  пришивает  пуговицы.  А  вот  вы,  сначала  пришили  пуговицу  и  потом  от  неё  начинаете  кроить.

Заметив  как  и  без  того  сутулая  спина  безмолвно  поникла,  приободрил,  будто  спохватившись:  Ну,  ничего,  ничего.  Продолжайте.  Можно  и  так,  есть  и  такой  метод,  правда  подвластный  только   подлинным  отдельным  мастерам.  Рисуйте,  рисуйте. 

     Этот  эпизод  весьма  характерен  для  него,  всегда  идущего  своей  дорогой  не  ожидая  чьей-то  помощи,  а  рассчитывая  только  на  себя.  Учась,  как  он  говорит,  на  «медные  деньги»,  с  третьего  курса  все  сессии  и  курсовые  работы  по  профессии  сдавал  только  на  отлично. 

     Список  его  работ  весьма  внушительный по  количеству  и  разнообразию  тематики.  В  числе  наиболее  значимых  авторских  проектов:   Дворец  бракосочетаний,  индивидуальные  жилые  дома  различного   типа  и  этажности  от  коттеджей  и  блокированных  таун – хаусов  до  высотных  монолитных  и  целой  серии  многоквартирных  секций  оригинальной  лучевой  системы  планировки,   православный  собор  Михаила  Архангела  с  Воскресной  школой,  здание  Сибирского  регионального  центра  МЧС,  государственная  Академия  музыки  и  театра,  Храм  Воскресения  Христова,    театры  Юного  зрителя  и  кукольный,  оранжерейный  комплекс  Ботанического  сада  КГУ,  краевая  физико-математическая  школа  КГУ  с  космической  специализацией,   административные,  гостиничные  и  банковские  здания,  Дом  природы  на  берегу  Днепра,  полковая  церковь  Дмитрия  Донского,   часовни,  культурно – исторический  центр  на  территории  мужского  монастыря,  спортивные  объекты  Универсиады,  поклонный  крест  на  въезде  в  г. Железногорск.  Полный  перечень   авторских  разработок  приведен  в  монографии  Анатолия  Грешилова  «Проекты  и  постройки».

 

Многие  авторские  объекты  за  высокое  качество  архитектурно-планировочных  решений  отмечены  Дипломами  Госстроя  Российской  Федерации.  Он  участник  и  призёр  многих  творческих  конкурсов  и  выставок.

     Заметным  признанным  успехам  на  профессиональной  стезе  он  обязан  многим  коллегам,  но  более   всего  академику  Александру  Юрьевичу 

Лейбфрейду,  заслуженному  архитектору  Алексею  Борисовичу  Васильеву,  заслуженному  архитектору  и  почетному  главному  архитектору  г.  Железногорска  Леониду  Ивановичу  Кузнецову. 

     Анатолий  Васильевич  преуспел  и  на  литературном  поприще.  Он  автор  сборников  стихов  и  прозы,  член  Союза  писателей  России.  Печатает  стихи,  рассказы  и  повести  в  литературном  альманахе  Новый  Енисейский  литератор,  в  ежегодниках  Поэзия  на  Енисее,  в  Антологии  одного  стихотворения  «Поэты  на  берегах  Енисея  XVIII-XXI  вв.»,  в  Антологии  короткого  рассказа  «Писатели  на  берегах  Енисея  XIX-XXI  вв.»,  в  журнале  «Литература  Сибири».  В  альманахе  «Гостиный  двор»  (Оренбург),  «Стрежень»  (Тольятти),  журнале  «День  и  Ночь».  На  его  стихи  написаны  песни,  автор  слов  гимна  города  Железногорска. 

     В  этой  сфере  деятельности  он  безмерно  благодарен  мэтрам  и  подвижникам  издательского  дела:  писателю  и  главному  редактору  литературного  альманаха  «Новый  Енисейский  литератор»   Сергею  Николаевичу  Кузичкину,  писателю  и  главному  редактору  издательства  «Буква  Статейнова»  Анатолию  Петровичу  Статейнову,  поэту  Михаилу  Ивановичу  Мельниченко,  поощрявших  и  побуждавших  к  сочинительскому творчеству.  Вдохновляет  творческий  союз  с  известным  композитором  Геннадием  Ивановичем  Новиковым,  обогащающий  его  поэтическую  палитру.  Увлечён  живописью,  графикой,  юмористическими  рисунками,  дружескими  шаржами  на  примечательных  людей. 

     За  вклад  в  проектирование  и  строительство  Собора  Михаила  Архангела  в  г.  Железногорске,  указом  Патриарха  Московского  и  Всея  Руси  Алексия  Второго,  награждён  орденом  св.  благоверного  князя  Даниила  Московского.   Практическая  проектная  деятельность  архитектора  и  писателя  А. В. Грешилова,  отражает  творческую  индивидуальность  и   вносит  заметный  своеобразной  вклад  в  эти  области  человеческой  деятельности.